Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи В последние годы
сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде
встречается не так часто. К нам попадают дети с органикой, которым неврологи
ставят диагноз ММД, СДВГ, дефицит внимания. У данной категории детей, наряду с
речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой,
восприятием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в
цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести
предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль. Не
могут осознать и выполнить сложную инструкцию. Так как внимание рассеивается,
дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки
чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то
слева направо, то справа налево. Ребёнку тяжело вычленить центральную линию
рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне
программирование. Они не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество
школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно
растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте. В большинстве
случаев, логопед не может начать полноценную коррекционную работу ранее 4 - 5
лет (это уже физиология), а двух, трёх лет до школы иногда не хватает для
коррекции. Я долго думала над этим вопросом, что и как сделать, чтобы наша
коррекция сократилась во временном промежутке. Сначала я обратила свое внимание
на кинезиологические упражнения,
потом на нейрокоррекцию, и изменила
свой подход к коррекционной работе. В свою работу я
стала включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную
активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на
формирование межполушарных взаимодействий. Чтобы
адекватно воспринимать внешний мир и успешно выполнять любые задачи – от ходьбы
до доказательства сложных теорем, – необходима слаженность в работе полушарий.
Она достигается за счет постоянного обмена информацией между долями. Такое
сообщение ведется по системе нервных волокон. Чем их больше, тем точнее и
эффективнее работает наш мозг. Обучая левое
полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое – вы обучаете весь
мозг. Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно. В основе этого нейро упражнений лежат три основных принципа укрепления межполушарных связей. Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног. Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора.
Кинезиологические упражнения Рисование двумя руками Рисование двумя руками одновременно полезно и
детям, и взрослым. Упражнение помогает развить чувство симметрии, снизить
тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, аккалькулии,
развития речи.
Игры с мячом развивают моторное планирование и переключение. |
Нейропсихологический подход
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий