Одно
из наиболее важных направлений в работе учителя-логопеда - это работа с педагогами. Самое тесное
взаимодействие осуществляется между учителем-логопедом и воспитателем. Главным
координатором, которого является учитель-логопед. Преемственность в работе
учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала
учебного года, когда группа уже сформирована.
В нашем дошкольном учреждении
учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы
взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
·
Выполнение
воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
·
Применение
воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
·
Взаимопосещения
занятий.
·
Оформление
картотек по разным разделам коррекционной работы.
·
Проведение
“Логопедического часа”.
·
Планирование
и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
·
Совместный
выпуск журнала для родителей о детях “Развивай-ка”.
Важным пунктом в вопросе
взаимодействия логопеда и воспитателей логопедической группы мы считаем
организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедического часа”. В начале
учебного года я знакомлю воспитателей с результатами обследования, провожу
совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей
с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается
перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения
коррекции речи у каждого ребёнка.
Тематика “Логопедических часов”
охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей.
Тематика бесед на «Логопедическом
часе»
Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год
Октябрь. Формирование речевого дыхания.
Ноябрь. Эти трудные звуки.
Декабрь. Самомассаж в коррекции речи.
Январь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей
посредством сочинения сказок.
Февраль. Формирование лексико-грамматических категорий детей посредством дидактических игр.
Март. Расширение словаря дошкольников в процессе социально-эмоционального развития.
Апрель. Совершенствование диалогической речи
дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.
Май. Подведение итогов коррекционной работы.
Здесь мы обсуждаем новинки литературы,
интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы
работы. В рамках “Логопедического часа” были опробованы, а теперь применяются
на практике комплексы массажных мероприятий, предложенных Архиповой Е.Ф., Блыскиной И.В., Микляевой
Н.В., проф. Ауглиным Ф.Р. позволяющие укрепить слабую артикуляцию ребёнка,
улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс
звукопостановки, улучшает интеллектуальную сферу. Педагоги МАДОУ стали активно внедрять в работу с детьми нейроразвивающие игры и упражнения на развитие межполушарных связей, с которыми я их познакомила в рамках методической недели. На физкультминутках
воспитатели применяют комплексы, включающие не только массаж артикуляционного
аппарата, но и кинезиологические упражнения.
В “Тетради
преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя” подобраны задания для
работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные
упражнения, повторение текстов, пальчиковых гимнастик, физминуток, игры по
совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т.д.,
включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению
звуков. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в
соответствии с планом учителя-логопеда. Воспитатели после проведённого занятия
графически отмечают результативность усвоения предложенного материала, что
позволяет логопеду наметить дельнейший маршрут коррекции.
Только
тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться
положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единое
коррекционно-образовательное пространство. С этой целью в нашем ДОУ
осуществляется сотрудничество учителя-логопеда и других специалистов.
0 коммент.:
Отправить комментарий