Одно
из наиболее важных направлений в работе учителя-логопеда - это работа с педагогами. Самое тесное
взаимодействие осуществляется между учителем-логопедом и воспитателем. Главным
координатором, которого является учитель-логопед. Преемственность в работе
учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала
учебного года, когда группа уже сформирована.
В нашем дошкольном учреждении
учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы
взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
·
Выполнение
воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
·
Применение
воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
·
Взаимопосещения
занятий.
·
Оформление
картотек по разным разделам коррекционной работы.
·
Проведение
“Логопедического часа”.
·
Планирование
и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
·
Совместный
выпуск журнала для родителей о детях “Развивай-ка”.
Важным пунктом в вопросе
взаимодействия логопеда и воспитателей логопедической группы мы считаем
организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедического часа”. В начале
учебного года я знакомлю воспитателей с результатами обследования, провожу
совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей
с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается
перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения
коррекции речи у каждого ребёнка.
Тематика “Логопедических часов”
охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей.
Тематика бесед на «Логопедическом
часе»
Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год
Октябрь.Формирование речевого дыхания.
Ноябрь.Эти трудные звуки.
Декабрь.Самомассаж в коррекции речи.
Январь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей
посредством сочинения сказок.
Февраль. Формирование лексико-грамматических категорий детей посредством дидактических игр.
Март. Расширение словаря дошкольников в процессе социально-эмоционального развития.
Апрель.Совершенствование диалогической речи
дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.
Май.Подведение итогов коррекционной работы.
Здесь мы обсуждаем новинки литературы,
интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы
работы. В рамках “Логопедического часа” были опробованы, а теперь применяются
на практике комплексы массажных мероприятий, предложенных Архиповой Е.Ф., Блыскиной И.В., Микляевой
Н.В., проф. Ауглиным Ф.Р.позволяющие укрепить слабую артикуляцию ребёнка,
улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс
звукопостановки, улучшает интеллектуальную сферу. На физкультминутках
воспитатели применяют комплексы, включающие не только массаж артикуляционного
аппарата, но и самомассаж пальцев рук.
В “Тетради
преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя” подобраны задания для
работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные
упражнения, повторение текстов, пальчиковых гимнастик, физминуток, игры по
совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т.д.,
включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению
звуков. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в
соответствии с планом учителя-логопеда. Воспитатели после проведённого занятия
графически отмечают результативность усвоения предложенного материала, что
позволяет логопеду наметить дельнейший маршрут коррекции.
Только
тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться
положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единое
коррекционно-образовательное пространство. С этой целью в нашем ДОУ
осуществляется сотрудничество учителя-логопеда и других специалистов.
0 коммент.:
Отправить комментарий